Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием – 3

Цикл статей под общим названием «Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием» продолжается. Теперь переходим к истории, описанию, особенностям архитектуры и внутреннего убранством храмов окрестностей Сестрорецка: посёлков Тарховки и Александровской.

Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием

Храм Святого Великомученика и целителя Пантелеимона (пос.Тарховка)

В 1889 году только что созданное «акционерное общество Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги» избрало своим председателем талантливого и пробивного инженера Петра Александровича Авенариуса.

Авенариус, для лучшего управления делами, тут же строит себе усадьбу в посёлке Тарховка, – прямо рядом с колеёй будущей железной дороги (главное здание усадьбы П.А.Авенариуса сохранилось до наших дней: там сейчас размещён военный санаторий).

23 июля 1893 года первый участок этой дороги (от Новой деревни до Озерков) был открыт; 12 июля 1894 года железную дорогу уже продлили до Лахты, а 26 ноября – и до Сестрорецка. Это была одна из первых частных дорог в России. С 1894 года частная Приморская железная дорога, соединившая Сестрорецк с Петербургом, вступила в эксплуатацию.

Не всё учёл, однако, предусмотрительный Авенариус: низкие цены за проезд, необходимость обслуживания паромной переправы в Лисьем Носу быстро подвели акционерное общество к банкротству.

Ещё один шаг и… – и Председатель компании просит правительство выделить участок земли на побережье Финского залива, близ реки Сестры, для строительства бальнеологического курорта, который отвечал бы всем требованиям и не уступал курортам европейским.

По задумке Авенариуса, курорт в Сестрорецке смог бы оживить железнодорожное сообщение и сделать его прибыльным. Министр государственных имуществ А.С.Ермолов, одним из первых понявший значение этого предприятия, лоббировал проект; и летом 1898 года Кабинет министров дал согласие.

Для строительства курорта было выделено около 60 гектаров государственной земли в безденежную аренду сроком до 1956 года (с последующим отчуждением всего имущества в государственную казну). При этом, за 2 года необходимо было построить железнодорожную ветку от Санкт-Петербурга до Курорта и весь комплекс необходимых сооружений.

В Сестрорецке начался курортный бум. Строились дачи (в Тарховке, в Александровской…), появился санаторий «Сестрорецкий Курорт». Город из рабочего посёлка стал превращаться в дачную местность. Близость же к границе с Финляндией, некогда бывшей чужим государством, придавала поездкам в Сестрорецк привкус романтической авантюры. Этому способствовали живописная природа и морской климат.

Вот что сообщали о том времени «Церковные ведомости):

«Северное побережье Финского залива на протяжении от Лахты до финляндской границы является превосходной дачной местностью, которая за последние годы быстро заселяется по линии Приморской железной дороги, особенно вблизи Сестрорецкого курорта, где в летнее время насчитывается до 500 тыс. жителей.

Эта колонизация распространилась и на Тарховскую дачную местность – между Сестрорецком и деревней под названием Лисий Нос, на обширную, покрытую сосновым лесом площадь, захватывающую район Сестрорецкого лесничества и владения графини Стенбок-Фермор в Петербургском уезде.

Жители этой местности, в числе до 5000 душ, находясь на значительном расстоянии от ближайших приходских церквей – Сестрорецкой (4 версты) и Горской (3 версты), давно уже испытывают нужду в своём храме.

Практический почин в удовлетворении этой назревшей потребности принадлежит местному землевладельцу Елагину П. Н., заведующему сельскохозяйственным музеем при главном управлении земледелия и землеустройства.

По его предложению Общество содействия благоустройству Тарховской дачной местности приняло на себя попечение об устройстве здесь храма; оно избрало из своей среды строительную комиссию во главе с председателем, местным дачевладельцем Федотовым Н. Т.

С Высочайшего соизволения лесной департамент отвёл под церковь в центре Тарховской местности площадь земли в 600 кв. сажень и отпустил 500 брёвен строевого леса. На призыв строителей горячо откликается и вся местная община православных людей – и дачевладельцы, и дачники; на устроение дома Божия жертвует каждый, кто чем может.

В один год над стройным лесом вырос высокий благолепный дом, ярко горящий золотом своих крестов; теперь в лесной тиши светло красуется врачебница духовная, в которой благодатную отраду находят себе сердца христиан…

С благословения высокопреосвященного Антония, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, 12 июня 1905 года совершена была закладка храма, а 16 июля 1906 года, по воле владыки, уже освящён сей храм во имя святых целителя Пантелеймона и преподобномученика Александра, тезоименитого главному жертвователю Латышеву А. И. 

Новый храм, приписной к приходской церкви селения Сестрорецка, – однопрестольный, деревянный. Сооружён на гранитном фундаменте в виде креста, над которым высоким, лёгким сводом возносится большой двусветный купол. Вместимость храма рассчитана на 250 человек. 

Иконопись храма представляет собой хорошие копии с известных росписей кисти Васнецова и Нестерова. Внутри храм красиво отделан еловою вагонкой. Храм строился по плану местного техника Морозова, скомпонованному по проекту известного архитектора Харламова.

Тарховский храм является уже шестым в районе Сестрорецкого прихода. При храме предположено учредить приходское братство имени целителя Пантелеимона, которое имеет своею задачею устроить дом для церковного причта, лечебницу-амбулаторию и небольшой приют для детей-сирот.»

Таким образом, до революции церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в посёлке Тарховка, находившаяся в дачной местности, на участке, пожертвованном Главным управлением земледелия и землеустройства, являлась приписной к церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке.

Она была освящена 16 июля 1906 года благочинным протоиереем Николаем Андреевичем Травинским. Храм строился на пожертвования дачевладельцев и Общества содействия благоустройству Тарховской дачной местности.

Наступил печально известный 1937 год. Церковь, как и её Святой покровитель –Великомученик Пантелеимон Целитель, – была обезглавлена и осквернена. В 1938 году бесчинства продолжились: были сброшены и пошли в переплавку все купола и кресты. Один крест, всё же, спасти удалось – под полом ближайшего деревянного дома.

В Сестрорецке при советской власти были разрушены все храмы. Остатки тарховского храма сперва превратили в клуб, затем там разместился местный отдел НКВД с судом и с печально знаменитыми «тройками». По ночам раздавались выстрелы, и вскоре возникла братская могила.

В 1952 году здание церкви было передано Управлению пожарной охраны под ведомственный жилой фонд: поселилось несколько семей, в том числе и в алтаре.

Наступили новые времена: в 1990 году жители стали добиваться возвращения храма Православной Церкви, а 4 января 1991 года был зарегистрирован и Устав общины. Возник церковный приходской совет, который возглавил присланный из епархии отец Владимир (Чупов).

Первый молебен отец Чупов отслужил зимой, 1 января 1991 года, на морозе, на снегу. Это было красиво и впечатлительно: сотня человек со свечами в руках, на фоне белого снега, в песнопении церковного хора…

Уже в августе 1992 года был оформлен Акт передачи церкви в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Приход относился к Приморскому Благочинному округу, окормлял который протоиерей Ипполит Ковальский.

Настоятелем был назначен священник Чупов. А потом, по воле Божией, всё пошло своим чередом: первые иконы в храм были возвращены таможенниками, многое нашили в подвалах…

В 1998 году в храм возглавил отец Сергий, назначенный впоследствии (2000 год) окормлять выделенный в самостоятельный Благочинный Сестрорецкий округ. В 1998 году подготовили проект реставрации церкви, основанный на старинных чертежах и фотографиях. В апреле 2002 года здание было полностью снесено, а в 2003 году его воссоздали на железобетонном фундаменте.

В августе 2004 года состоялось праздничное освящение престола Храма Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Рассказ о церкви Святого Великомученика и целителя Пантелеимона будет неполным, если не упомянуть о небольшом эпизоде, связанном с созданием фотоснимков храма. Вспоминаю о нём с большой благодарностью.

Июльский полдень. Храм… – а калитка-то на замке: служба в церкви завершилась и… – Ах, какая досада: выходит, шёл напрасно. Потоптался я у запертой калитки и собрался, было, уйти восвояси, как в глубине церковного садика, у самой паперти, заметил благообразного старца в монашеском одеянии, сидящего на скамейке.

А тот, видимо, заметил меня… Поднялся, подошёл к калитке и открыл замок. Узнав о цели моего визита, честной брат Герасим, – а именно так звали монашествующего, – предложил немного подождать на скамеечке: вот-вот должны приехать отец Сергий, настоятель, и отец Мирослав, священник…

Разговорились. Хотел я у брата Герасима благословения испросить, но он, потупившись, отказался: мол, не имеет права – только священник может… «Ну, как же, – удивился я, – священник же в миру живёт, грешит, значит, волей-неволей, а Вы – монашествующий, это Богу предпочтительнее».

Брат Герасим лишь улыбнулся в ответ, – ничего не поделаешь, таковы правила.

А тут и сестра Манефа подошла с метёлочкой, паперть прибрать, – познакомился и с нею. От моего предложения сфотографироваться для книги – отказалась в смущении: мол, человек она «маленький». Хотя, по мне, так это лишь Господь знает, кто из нас «маленький», а кто «большой», – а нам остаётся по этому поводу лишь фантазировать.

Приехали священники… Выслушав мою просьбу, отец Сергий тут же предложил отцу Мирославу заняться моим вопросом, – и вот, представьте себе! – специально для меня открыли храм, показали его святыни и начали экспериментировать с освещением, чтобы не было бликов на фотографиях! Подумалось: в Исполкоме-то где-нибудь со мною вряд ли бы так стали…

Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Храм Святого Великомученика и целителя Пантелеимона
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Храм Святого Великомученика и целителя Пантелеимона
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Вид храма с северо-запада
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Вид храма с северо-запада
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Иконостас и Главные Святыни храма
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Иконостас и Главные Святыни храма
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Икона Пресвятой Богородицы – «Всецарица»
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Икона Пресвятой Богородицы – «Всецарица»
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Честнóй брат Герасим, монашествующий…
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Честнóй брат Герасим, монашествующий…

А теперь направимся в соседний посёлок, в Александровскую, чтобы полюбоваться храмом Рождества Пресвятой Богородицы.

Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (пос. Александровская)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится в посёлке Александровская муниципального образования «город Сестрорецк».

Александровская… Канкаанкюля – именно так звучало когда-то название этого посёлка по-фински. Русское же название связано с дачной местностью, вошедшей впоследствии в состав Сестрорецка.

Посёлок образовался в 1905 году, когда Стенбок-Ферморы – владельцы земель северного побережья Финского залива – поделили земли вокруг Лахты на отдельные участки с целью продажи их под дачи.

Так возникли посёлки Ольгино (в честь жены А. В. Стенбок-Фермора Ольги Платоновны), Владимировка (в честь хозяина – прибрежная часть современного посёлка Лисий Нос) и Александровская (в честь тогдашнего владельца Лахты Александра Владимировича).

Железнодорожная платформа была устроена одновременно с пуском участка Раздельная – Сестрорецк Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги 26 ноября (8 декабря) 1894 года. А 1 июня 1952 года сестрорецкая линия была электрифицирована.

Храм посёлка – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 2002 – 2005 годах, – стал, поистине, жемчужиной этих благословенных мест.

Возведённый по инициативе жителей Александровской, среди которых одним из самых активных был почётный гражданин города Сестрорецка Литовка, Евгений Петрович, он являет собой духовную доминанту округи. Под его сводами нередко можно увидеть и смуглые лица южан-гастарбайтеров, – Бог един!

Церковь строилась при содействии ведущих предприятий Курортного района и санатория «Сестрорецкий Курорт» на пожертвования частных лиц (почётный гражданин Сестрорецка Е.П.Литовка, оперная певица И. П. Богачёва, балерина И. А. Колпакова…). Первое богослужение в храме состоялось 21 сентября 2005 года, в престольный праздник.

В постройке храма принимали участие архитекторы А.Е.Шретер, А.С.Головин и Г. И.Уралов. В 2003 году проект храма удостоился дипломами «Архитектон 2003» и «Зодчество 2003», а в 2006 году храм признан лучшим в номинации «Петербургские традиции синтеза архитектуры и искусства».

В 2007 году храм отмечен «Знаком соответствия» от всемирного клуба петербуржцев и занесён в «Белую книгу» с награждением Серебряным дипломом «Архитектон 2007».

Архитектурные формы храма выдержаны в духе традиций северного церковного зодчества, с присущими им простотой и выразительность форм, аскетизмом деталей и умеренностью колорита.

Наружным украшением храма являются объёмные мозаичные иконы и купол белоснежного цвета, напоминающий шлем русского богатыря. Пятиярусный иконостас, выполненный в традиционном русском иконописном стиле, гармонично вписывается во внутреннее убранство залитого светом храма и создаёт неповторимую атмосферу умиротворения и благости.

Особо почитаемы в храме частица Животворящего Креста Господня и Киккская икона Божией Матери «Милующая», подаренная храму греками-киприотами. Это копия чудотворной иконы, находящейся в монастыре Кикко на острове Кипр.

Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вид с северо-запада
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вид с северо-запада
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Юго-западный вид храма
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Юго-западный вид храма
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Русская Византия…
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Русская Византия…
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Иконостас церкви
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Иконостас церкви
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Фрагмент внутреннего убранства храма
Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием. Фрагмент внутреннего убранства храма

Итак, наш проект, включающий в себя цикл статей под названием «Храмы Санкт-Петербурга: фото с названием и описанием», дошёл до середины. Далее, уже во второй части проекта, мы познакомимся с православными храмами Зеленогорска и других городков и селений Курортного района. Ну а тем, кому наш проект стал интересен, кого всерьёз волнует духовная жизнь нашего общества, рекомендую жать сюда:

https://ridero.ru/books/khramy_severnykh_predmestii_peterburga/

До скорой встречи на страницах нашего сайта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *