Мастерство публичных выступлений – 5 шагов

Итак, Мастерство публичных выступлений… К примеру, Анатолий Васильевич Луначарский (первый нарком просвещения Советской России) не упускал ни единой возможности выступить перед любой аудиторией. Когда к нему приезжали с просьбой срочно выступить с лекцией, он молча одевался и, спускаясь к машине, задавал один лишь вопрос: перед какой аудиторией? Всю дорогу молчал, напряжённо размышляя. Поднимаясь к трибуне, задавал второй вопрос: на какую, собственно, тему? – … Ну а блеск его выступлений вошёл в историю! Одним словом, главное, – не что, а как говорить, и… кому.

Мастерство публичных выступлений

Реноме лектора

Ты уже понял, дорогой читатель, что мастерство лектора, презентатора да и вообще, – человека, не мыслящего своей карьеры без публичных выступлений, определяется не столь содержанием его речи, сколь факторами, куда более интересными и тонкими. Это и подбор слов, а особенно – словосочетаний, и тон речи, её скорость, и… способ подачи мыслей (ежели таковые имеются).

Именно, эти факторы определяют судьбу человека, захотевшего что-то пролепетать с трибуны. Именно они решат, будет ли он пользоваться авторитетом аудитории и завладеет ли ею. Ведь, завладев аудиторией, можно втюхать ей всё, что угодно (в рамках дозволенного Законом, конечно же). Именно, это покажет аудитории, – кто перед нею!

И, конечно же, – никаких бумажек! Надо взять за правило: использовать писульки лишь в крайней нужде. Читаемый по бумажке текст напрочь убивает впечатление от публичного выступления. А отсюда следует вывод: к выступлению нужно готовиться. Тщательно!

Мастерство публичных выступлений

Аудитория

Готовиться к выступлению, как на своём примере показал Луначарский, следует с изучения аудитории. Очень важно определить, а что же эту аудиторию волнует более всего: подготовка полёта на Марс, нерешённые проблемы общества по отношению к старикам-пенсионерам, задачи общества по воспитанию молодёжи или как стать фрилансером и это общество пустить по боку? И лишь после такого изучения можно отважиться высказывать свои мысли на конкретную тему, не боясь быть освистанным.

Мастерство публичных выступлений

Начало

Итак, читатель, мы изучили два главных вопроса: кто должен выступить и перед кем. Теперь пришло время заморочиться следующим вопросом: а как, собственно, выступление начать?

Дело в том, что, начиная выступление, «мастер слова», даже поборов своё волнение, должен быть готов ко всякого рода «приятным неожиданностям»: неработающий микрофон, отсутствие графина с минералкой, хлопание дверьми опоздавших… А поэтому следует взять паузу и с улыбкой на лице (или просто, оскалившись) для начала дружески поприветствовать собравшихся, пошутить по поводу очередной индексации пенсий или отпустить остроту о повышении цен на бензин.

Иными словами, нужно дать слушателям тоже подготовиться к вашему выступлению и лишь после этого переходить к его вводной части.

Во введении, на которое следует отвести около 15% времени, надо сразу же дать понять «о чём речь» и с какой целью эта речь предпринята. Можно, конечно, тут же перейти к делу, начав с самой сути, – такое введение годится в случае строго ограниченного времени, – однако, есть способы и покруче.

Скажем, если оратор уверен в дружественном к нему отношении аудитории, можно сыграть роль «своего парня», похлопав «по плечу» собравшихся и обронив как бы между прочим «друзья, мне, как и большинству из вас, часто приходится пользоваться Интернетом…». Однако, здесь необходимо очень хорошее знание аудитории, – пусть-ка он попробует начать своё выступление в этаком стиле перед рядами угрюмых пенсионеров!

Можно также привязать своё выступление и к удачно подобранному поводу, однако, в этом случае он должен убедительно показывать важность проблемы, затрагиваемой в выступлении. Не менее интересен и такой вариант начала: «Как вы планируете провести карантин дома и чем будете заниматься с детьми?» После такого вступления, побуждающего к размышлению, лекция о том, как и чем заниматься с детьми на карантине, пройдёт блестяще.

Мастерство публичных выступлений

Заключение

Заключению следует отвести так же около 15% времени. Надо иметь в виду, что заключение выступления запоминается слушателями лучше всего, а поэтому оно должно содержать краткое повторение всех важных тезисов, моментов речи и выводов. Ни в коем случае нельзя вносить в заключение новой информации.

Вступление и заключение – именно те части выступления, которые следует выучить и, желательно, наизусть. Переход к заключению должен сопровождаться сообщением о том, что выступление подходит к концу, – это приободрит аудиторию и повысит её внимание.

Мастерство публичных выступлений

Подготовка речи

Основная часть выступления должна составлять 70% общего времени. Подготовку речи следует начать со сбора тезисов, в поиске которых не следует гнушаться ничем: Интернет, книги, сплетни знакомых, различные точки зрения случайных людей…

Далее составляется план выступления и намечается его структура. При этом весь собранный материал необходимо пропустить через фильтр своего анализа, чётко сформулировать и выработать собственную позицию. Это, во-первых, придаст речи естественное звучание, во-вторых, собственные мысли гораздо легче запомнить, а, в-третьих, вызовет большее доверие аудитории.

Здесь есть одна фишка: не все тезисы следует в речи выступления озвучивать. Кое-что полезно оставить на запас. Это, несомненно, спровоцирует вопросы аудитории, на которые хитрый лектор ответит с блеском и с огоньком в глазах.

МАСТЕР ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Лектор бодрой походкой направился к трибуне и, взгромоздившись на неё, окинул аудиторию веселым, дружелюбным взглядом, не забыв при этом напялить на лицо одну из своих дежурных улыбок.

Дверь медленно отворилась, а затем, со скрипом, громко захлопнулась, пропустив опоздавшего студента-очкарика.

– Ну, что, – все собрались, ждать не будем? – всё так же улыбаясь, произнёс лектор, поправляя стопку бумаг, а затем наполнил стакан минералкой. Откашлялся и, обозрев собравшихся, отметил про себя: «студенты… этим лепить можно всё, – схавают!»

Начал как бы экспромтом…

– …Помнится, был такой старый-престарый фильм, ещё военного времени: «В шесть часов вечера, после войны…» – лектор сделал паузу, внимательно оглядев аудиторию. Он знал: главное, – не что говорить, а – кому! Студенты притихли, – значит, можно продолжать в том же духе.

– … Незатейливый, надо сказать, сюжетик: офицер, приехавший с фронта в Москву (то ли на побывку, то ли в командировку), знакомится с девушкой и назначает ей свидание в конкретном месте, в точно указанное время. Но, после войны… – в День Победы, значит. И всё бы ничего, да вот только… – в каком же часу было назначено свидание? Что означают эти «шесть часов вечера»?

Лёгкое покашливание в аудитории. Кто-то хихикнул в последних рядах… пробежал сдержанный шумок и всё стихло.

– Так вот, – продолжил он, – когда речь заходит о времени года, там всё ясно. К примеру, «последний день лета» означает тридцать первое августа, конечно же, – чёрный день календаря для всей ребятни школьного (да и студенческого, пожалуй) возраста. – взрыв смеха и даже нестройные аплодисменты воодушевили нашего лектора настолько, что он и сам улыбнулся. И уже не дежурной, а вполне натуральной улыбкой.

– … А тридцать второй день зимы – это Новый Год. Ну а семьдесят шестой… – если найдутся такие оригиналы, – конечно же, четырнадцатое февраля, Валентинов День! Но вот, если говорить о времени суток… – здесь так просто, «на халявку», уже не получится! – на этот раз одобрительные возгласы из зала неоспоримо доказали: здесь он – свой человек! Подбодрённый, он понял, что полностью владеет аудиторией.

– Как известно, земные сутки (будем предельно точны в определениях!) содержат двадцать четыре часа и делятся на четыре временных равновеликих интервала (утро, день, вечер и ночь), а короче, длительностью по шесть часов. С другой стороны, мы знаем также, что полдень приходится на двенадцать часов (будем говорить не об астрономическом полдне, а о том, который отмечается полуденным выстрелом с Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге и числом «двенадцать» на циферблатах всех наших часов). Ну а полночь – это «ноль-ноль» часов (или «двадцать четыре» часа – кому как нравится). – Аудитория тут же подтвердила, что это несомненно ей нравится!

– …Отсюда со всей определённостью следует, что «день» начинается с «девяти» часов и заканчивается в «пятнадцать»; «вечер» – с «пятнадцати» и до «двадцати одного» часа; «ночь» – она тоже укладывается в шестичасовой промежуток и длится с «двадцати одного» часа и до «трёх» часов; ну а «утро» – с «трёх» и до «девяти».

– И как же теперь, скажите на милость, не сгорая от стыда, произнести: «десять часов дня!» – …если день длится всего лишь шесть часов?! А четыре часа утра, это что – «четыре» или, всё же, «семь» часов? Ну а пресловутые «шесть часов вечера… да ещё после войны»… – что это за белиберда такая, – это «восемнадцать» или «двадцать один» час? – Поди теперь, попробуй, разберись!

– Туфта! Конечно же, туфта! – послышалось в ответ из зала.

– … Или того пуще, – семь часов вечера… при его шестичасовой-то продолжительности! – ну тут слушающее пространство прямо взорвалось бурей аплодисментов!

– …Так что в жизни, в общении, а особенно при важных переговорах, всегда надо быть предельно корректным в вопросах о времени и стараться не употреблять термины, означающие временные периоды суток (утро, день, вечер, ночь). В крайнем случае допустима старинная форма обозначения времени, ну например: «в пять часов пополудни», вместо обычного «в семнадцать», –

– лектор, утомлённый столь длинным монологом, отпил немного из стакана, заранее приготовленного и стоявшего рядом со стопкой бумаг, и взглянул на часы: до перерыва оставалось две минуты.

– Так. У кого вопросы? – Он оглядел аудиторию, сдвинув очки на самый кончик носа, – значит, нет вопросов? – и стал собирать листки, укладывая их в портфель. Сегодня он приглашён не только в этот институт: надо бы «отметиться» ещё в одном месте.

С предпоследнего ряда несмело поднялась чья-то рука.

– Слушаю! – бодро отозвался лектор.

– Спасибо… Интересно было… очень (ржание в зале!) А когда Вы приедете к нам со следующей лекцией? – студент-очкарик, ещё не привыкший, видимо, пропускать занятия, приподнялся немного, задавая вопрос, и тут же, хихикнув, плюхнулся обратно.

– Сейчас, сей-ча-а-с… – протянул лектор, доставая бумажник, – да, всё правильно: моя следующая лекция… так… я буду здесь в четверг, в этой же аудитории… в восемь часов вечера.

Таким образом, дорогой читатель, мастерство публичных выступлений вещь, не такая уж и сложная. Это ремесло вполне можно быстро освоить под руководством опытных наставников, пользуясь хорошими пособиями и руководствами. Здесь вполне можно порекомендовать онлайн-курс: «Мастер презентации и публичных выступлений». Пройдя этот курс, ты научишься создавать эффектные презентации для любой аудитории – клиентов, инвесторов, коллег или студентов. Узнаешь, как аргументированно доносить свои идеи и быстро и логично структурировать информацию. – Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *