Докорупо

Как находят клады – 2

Итак, мы продолжаем раскручивать проект о том, как находят клады в северных предместьях Санкт-Петербурга. Теперь повествование пойдёт о дальнейшей судьбе Сестрорецка, о старейшем в Европе рукотворном озере «Сестрорецкий Разлив», о знаменитом Оружейном заводе, слава которого некогда гремела на всю Европу… и мы вплотную приблизимся к неразгаданной тайне клада генерала Крониорта, которая будоражит воображение уж не одного поколения петербуржцев.

Как находят клады

Перипетии судьбы

Время шло, менялся и Сестрорецк. Весь XVII век город развивался как подсобная территория Оружейного завода: возрастала важность завода – поднимался и статус города.

Так, с открытием и началом разработки залежей болотной руды на Дибуне-болоте, близ Чёрной речки, в 1735 году (для чего у мызы «Осиновая роща» был построен Чернореченский чугунолитейный завод), в Сестрорецк были направлены со всех концов России рабочие-металлисты, и город заметно вырос. Интересно, что Сестрорецкий завод работал на местном металле более пятидесяти лет!

Сестрорецкий завод был известен не только своим великолепным оружием. По специальному указу императрицы Елизаветы Петровны в 1754 году на заводе стали чеканить медную монету (из негодных пушек); а из мастерских, производивших чеканку, была сформирована «Монетная экспедиция».

До 1766 года было выпущено медных монет на два миллиона рублей. Были и другие заказы: ажурные решётки для мостов Царского Села, знаменитый «Гольштинский глобус» (тот, что ныне в Кунсткамере, правда, восстановленный после пожара в 1749 году), серебряная рака для останков Святого Благоверного князя Александра Невского, часы для Петропавловского собора (55,5 пудов весом), из меди и чугуна.

Был и довольно странный заказ, чуть не положивший начало эры собственного Сестрорецкого рубля: заводу поручили чеканку рублёвых монет в два с половиной фунта весом! Правда, остановились на пробной партии (медные монеты в килограмм весом хождения не получили), тут же ставшей нумизматической редкостью. Коллекционеры до сих пор величают эту денежку «Сестрорецкой монеткой».

Забегая вперёд, можно отметить, что на Всемирной выставке в Париже 1867 года Сестрорецкий оружейный завод удостоился бронзовой медали, как лучшее и наиболее современное в Европе оружейное производство!

А в начале XIX века Сестрорецк вновь становится «приграничным» городом. Как же это случилось?

Напомню, что в сентябре 1721 года Ништадтский мир, увенчавший победу России в Северной войне, вернул Империи её исконные земли (в их состав вошёл и Выборг) – территорию, превышающую по площади Бельгию и Голландию, вместе взятые! Таким образом, все земли Карельского перешейка вошли в состав Российской Империи.

Более того, в результате последней в истории русско-шведской (Финдяндской) войны 1808-1809 годов, в состав Российской Империи вошла и вся Финляндия (как Великое княжество Финляндское), что было закреплено Фридрихсгамским мирным договором. При этом «административная» граница Финляндии с остальной частью Российской Империи проходила к северо-западу от Выборга, который, не входил в состав Финляндского княжества.

Однако, российский император Александр I, в чисто административных целях, приписал к Финляндии земли Карельского перешейка, вплоть до Петербурга (1811 г.). И с этих пор внутренняя (административная) граница между Великим княжеством Финляндским и остальной частью Российской Империи проходила по реке Сестре; а Сестрорецк вновь стал как бы «приграничьем».

Ну а далее исторически сложилось так. В декабре 1917 года Ленин, «даровав» Финляндии независимость, «забыл» взять обратно земли Карельского перешейка, приписанные ей Александром I в чисто административном порядке.

В марте 1940 года, в результате завершения войны с Финляндией, Советский Союз устранил историческую несправедливость, вернув эти свои исконные земли – Карельский перешеек. (А в 2014-м, как известно, Россия возвратила и свой Крым!).

Крым… Крымская война. Почему-то нам эта постыдная для России «Восточная война» 1853 – 1856 годов, – война, указавшая некогда великой империи её истинное (и далеко не первое!) среди европейских держав место, – преподносится как локальный военный конфликт между Францией (в союзе с Англией) и Россией из-за Крыма.

На самом же деле это была Вторая (после войны с Наполеоном) мировая война XIX столетия, охватившая почти весь Земной Шар: Российская империя, Североамериканские Соединённые Штаты, Эфиопия – с одной стороны, и Британия, Франция, Османская империя, Cардинское королевство, Австрия (да и при поддержке Пруссии) – с другой!

Боевые действия в этой войне разворачивались не только в Крыму, а ещё и на Кавказе, в дунайских княжествах, на Чёрном, Азовском, Белом, Баренцовом, Балтийском морях… и на Камчатке! Не обошла стороной эта война и Сестрорецк.

Вот когда городу на реке Сестре понадобились земляные укрепления, возведённые ещё во время войны со Швецией в 1788 году! Они-то и помогли Сестрорецку выдержать бомбардировку англо-французского флота в июне 1854 года.

Как находят клады. Земляные укрепления, возведённые ещё во время войны со Швецией в 1788 году
Как находят клады. Естественные береговые укрепления

Оборона Санкт-Петербурга длилась целый год. 14 июня 1854 года англо-французская эскадра подошла к Сестрорецку с целью его захвата и предприняла обстрел укреплений на Дубковском мысу. Однако, благодаря ответным мерам с русской стороны, союзники так и не смогли высадить десант.

Как находят клады. Здесь, на Дубковском мысу, в июне 1854 года англо-французская эскадра пыталась высадить десант

Захватить Сестрорецк неприятелю помешали не только земляные валы и укрепления, возведённые в 1788 году для защиты от шведов. Особую роль в обороне города сыграли морские мины, изобретённые отцом учредителя знаменитой премии – Эммануилом Нобелем, жившем в то время с сыновьями в Санкт-Петербурге и основавшем фирму «Э.Нобель и сыновья». – «Финляндский залив буквально кишит этими чёртовыми минами…» – бросил раздосадованный адмирал союзников Напье.

В память об этих драматических событиях, в 1858 году в парке была возведена часовня в честь Святителя Николая и Святых Апостолов Петра и Павла… Разрушенная после 1920 года, ныне она восстановлена вновь.

Как находят клады. Часовня во имя Святителя Николая и Святых Апостолов Петра и Павла. (Историческая реконструкция)

Крымская война, столь неудачная для России, заставила правительство намного более серьёзно взглянуть на положение дел в стране. Стали приниматься срочные меры по укреплению обороноспособности, развитию мощного промышленного производства и строительству железных дорог на паровой тяге. Последнее обстоятельство отразилось и на жизни Сестрорецка.

Железнодорожную колею Сестрорецк начал осваивать ещё и до Крымской войны. Вначале на конной тяге. В 1847 году от побережья Финского залива (от Дубковской пристани) к Оружейному заводу была проложена линия конно-железной дороги длиною почти в 3 километра. Просуществовала она, правда, недолго: во время урагана в сентябре 1853 года волны Финского залива её разрушили.

Осенью 1871 года открылось движение на конно-железной дороге (6 вёрст), соединившей Сестрорецк с Белоостровом; однако и эта магистраль «протянула» лишь до 1886 года, став слишком убыточной. Хотели построить конку и из Петербурга (Старая Деревня), однако решили повременить маленько и строить уже на паровой тяге.

И вот, момент настал. В 1889 году только что созданное «акционерное общество Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги» избрало своим председателем талантливого и пробивного инженера Петра Александровича Авенариуса. Он, для лучшего управления делами, тут же строит себе усадьбу в посёлке Тарховка, – прямо рядом с колеёй будущей железной дороги.

И 23 июля 1893 года первый участок этой дороги (от Новой деревни до Озерков) был открыт; 12 июля 1894 года дорогу уже продлили до Лахты, а 26 ноября – и до Сестрорецка. Это была одна из первых частных дорог в России. С 1894 года частная Приморская железная дорога, соединившая Сестрорецк с Петербургом, вступила в эксплуатацию.

Как находят клады. Сестрорецкий железнодорожный вокзал. (Историческая реконструкция)

Не всё учёл, однако, предусмотрительный Авенариус: низкие цены за проезд, необходимость обслуживания паромной переправы в Лисьем Носу быстро подвели акционерное общество к банкротству. Ещё один шаг и… – и Председатель компании просит правительство выделить участок земли на побережье Финского залива, близ реки Сестры, для строительства бальнеологического курорта, который отвечал бы всем требованиям и не уступал курортам европейским.

По задумке Авенариуса, курорт в Сестрорецке смог бы оживить железнодорожное сообщение и сделать его прибыльным. Министр государственных имуществ А.С.Ермолов, одним из первых понявший значение этого предприятия, лоббировал этот проект; и летом 1898 года Кабинет министров дал согласие.

Для строительства курорта было выделено около 60 гектаров государственной земли в безденежную аренду сроком до 1956 года (с последующим отчуждением всего имущества в государственную казну). При этом, за 2 года необходимо было построить железнодорожную ветку от Санкт-Петербурга до Курорта и весь комплекс необходимых сооружений.

Курорт был открыт точно в срок. Открытие состоялось 20 июня 1900 года в присутствии высоких гостей. Среди них были: Министр земледелия и государственных имуществ А.С.Ермолов, Губернатор Санкт-Петербурга С.А.Толь, Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О.Макаров. Были совершены молебен и освещение зданий Курзала, лечебницы и пансионата.

В Сестрорецке начался курортный бум. Строились дачи, появился санаторий «Сестрорецкий Курорт». Город из рабочего посёлка стал превращаться в дачную местность.

Близость же к границе с Финляндией, некогда бывшей чужим государством, придавала поездкам в Сестрорецк привкус романтической авантюры. Этому способствовали живописная природа и морской климат. В Сестрорецке жили и творили Леонид Андреев и Корней Чуковский, Михаил Зощенко и Анна Ахматова… Выступали со стихами Игорь Северянин, Саша Чёрный, Сергей Есенин… пел Фёдор Шаляпин…

В Сестрорецком Курорте отдыхали и лечились правозащитник А.Ф.Кони, вдова Ф.М.Достоевского, Максим Горький, балетмейстер Михаил Фокин. Рядом с Курортом жила Анастасия Вяльцева, снимал дачу Собинов… В Курзале звучал симфонический оркестр графа А.Д.Шереметева под управлением Владимирова.

Деревянный Курзал был трёхэтажным и располагался между парком и пляжем берега Финского залива. Концертный зал вмещал до 1700 человек и обладал великолепной акустикой; его трёхэтажное здание венчал купол. В цокольном этаже концертного зала размещалась кухня ресторана, обладавшая самой большой в России кухонной плитой, рассчитанной на 20 поваров и несколько десятков их помощников.

Ресторан Курзала имел три крытых зала, столики на террасе и был рассчитан на 2000 персон. В левом флигеле Курзала размещались библиотека, бильярдные и карточные комнаты. Перед курзалом, со стороны залива, была устроена терраса с парадной лестницей, выложенной серым гранитом, спускавшейся на пляж.

От вокзала к Курзалу и далее, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной почти полкилометра. Со стороны залива она была застеклена, а со стороны парка имела открытые проёмы. В галерее стояли садовые скамейки для отдыха.

Вдоль берега тянулась эспланада с фигурными дорожками, кустами и деревьями. Эспланада отделялась от пляжа линией железной дороги, шедшей от станции Курорт к гавани. За вход в парк курорта взималась плата.

Кроме Симфонического оркестра в Курзале и в парке играли духовые оркестры полков столичного гарнизона. На первом концерте исполнялись произведения Бетховена, Чайковского. Концерты давали четыре раза в неделю, и так много летних сезонов подряд.

Во время Великой Отечественной войны Курзал сгорел при обстреле вражеской артиллерии. После войны на его месте построен спортивный городок. В память об этом очаге культуры ежегодно выпускается Литературный альманах «Сестрорецкий Курзал».

Как находят клады

Озеро «Сестрорецкий Разлив»

Повествуя о Сестрорецке, нельзя обойти вниманием и старейшее в Европе рукотворное водохранилище – озеро «Сестрорецкий Разлив». Озеро, почти два века служившее верой и правдой укреплению оборонного потенциала России, будучи «энергетическим цехом» лучшего в Европе Оружейного завода, ныне являет собой – и по праву! – одну из самых крупных жемчужин в золотой короне Северной Столицы России!

Таким образом, Сестрорецку, расположенному на живописнейшем перешейке между Финским заливом и озером, самой природой уготовано быть лучшим из пригородов Северной Пальмиры. Представьте себе очаровательный природный уголок, исключительно целебный климат – здесь воедино смешиваются три воздушных массива: морской, лесной, озёрный! – и это всего лишь в каких-то тридцати километрах от центра Санкт-Петербурга!

Извилистая дорожка, петляющая вдоль берега озера… тихие, заросшие камышом бухточки… вечнозелёные сосны… – и тишина! Ах, какая здесь тишина! – В будни. По вечерам. Меня иногда спрашивают досужие любители загранпутешествий: а бывал ли я хоть раз на Женевском озере? – Нет, не бывал. И не тянет! Никогда и нигде не бывал, кроме России… Зато почти каждый день бываю на моём «Разливе»! И не надоест!

Как находят клады. Озеро «Сестрорецкий Разлив»: жемчужина Большого Санкт-Петербурга!

Озеро не подавляет своими размерами: площадью в 12,2 квадратных километров, оно имеет максимальные длину в 5,5, ширину – в 4,5 километра; длина же его береговой линии – 20 километров. Глубина его тоже не столь велика: наибольшая, она составляет всего 5,5 метров. Напомню, что озеро заполнилось водой в 1723 году, после запруды рек Сестры и Чёрной.

История возникновения озера такова. В 1714 году царь Пётр принимает решение о строительстве плотины и создании водохранилища для фонтанов будущего дворца. В 1721 году на реке Сестре по проекту инженера Венедикта Беэра (одобренному Петром I) такая плотина была построена, и выше её образовалось водохранилище.

Напора воды для подпитки фонтанов Летнего Дворца в парке оказалось недостаточно, а вот, для обеспечения действия машин строящегося Сестрорецкого оружейного завода – в самый раз! На том и порешили.

Завершилось строительство плотины под руководством Вильяма Де-Генина, откомандированного с Олонецких заводов, уже в 1723 году.

Многократные прорывы деревянной плотины привели к тому, что в 1804 году на её месте, под руководством инженера-генерала Франца Павловича Де-Волана, возводится плотина каменная, двухпролётная. А в 1830 году была построена плотина-водосброс (для отведения воды во время ремонта завода) инженера Дестрема.

В 1863 году под руководством инженера Карла Гаусмана вступила в строй плотина Перепада, регулирующая уровень воды в озере. Плотина сохранилась без изменений до наших дней.

Как находят клады. Плотина Карла Гаусмана (нижний бьеф)
Как находят клады. Вид со стороны плотины

К концу XIX столетия Сестрорецкий оружейный завод перешёл на паровые двигатели, и водохранилище, как энергетическое гидротехническое сооружение, утратило своё значение. С 1963 по 2000 годы озеро «Сестрорецкий Разлив» было постоянным источником питьевого водоснабжения Сестрорецка, но теперь и в этом качестве оно не используется, уступив место централизованной водопроводной системе.

Теперь же озеро для петербуржцев приобрело другое значение, – в этом качестве оно готово поспорить с Женевским! – и представляет собой удивительной красоты ландшафтный заповедник. Впрочем, судите сами…

Как находят клады. Озеро «Сестрорецкий Разлив»
Как находят клады. Тенистые берега…
Как находят клады. Уютные бухточки…
Как находят клады. Камышовые заводи…
Как находят клады. Очаровательные песчаные пляжи…
Как находят клады. А это уже целый залив!
Как находят клады. И везде буйная растительность!
Как находят клады. Вдоль озера вьётся пешеходная дорожка…

Итак, мы продолжаем проект о том, как находят клады. В последующих статьях повествование пойдёт о печальной судьбе Сестрорецкого Оружейного завода, не знавшего себе равных в Европе, о поисках клада генерала Крониорта и о многом другом. Для ещё большего погружения в тему жми сюда:

https://ridero.ru/books/tainy_peterburgskikh_predmestii_zoloto_kroniorta/

https://ridero.ru/books/mysteries_of_the_st_petersburg_suburbs_kroniorts_gold/

До новой встречи!

Exit mobile version