Вопрос, – чем на карантине заняться с детьми – не так прост, как это кажется на первый взгляд. Представьте себе маленького человечка, из которого вам, используя древний метод «проб и ошибок», предстоит создать Личность. А теперь напрягите фантазию и постарайтесь вообразить, как будущей Личности, просыпаясь утром, тяжело дождаться вечера, сидя безвылазно дома. А что вечером? А там ночь и, скорее всего, бессонная. А потом – другое утро и другой вечер… И так – много-много дней карантина! Конечно же, проще всего оставить Личность наедине с «компом» и… – пусть себе тарахтит по «клаве», пусть «развивается», не теребя родителей пустыми вопросами и просьбами отпустить на улицу. Но, появится ли в результате такого развития – Личность? О состоянии здоровья будущей Личности (физического и нравственного) я уже не говорю!
А нельзя ли повернуть всё таким образом, чтобы ваше чадо ждало прихода каждого вечера с нетерпением? Правда, это и от вас потребует некоторых, так сказать, усилий. Что ж, дело того стоит. Итак…
Чем на карантине заняться с детьми?
ШАГ 1: СКАЗКА НА НОЧЬ
– Ну что, сынок, время уже позднее: пора спать, – я поправил одеяльце, стараясь получше укутать своего четырёхлетнего малыша. А он же, – юла! – будто издеваясь, то и дело норовил его скинуть и начал меня теребить за рукав:
– Папа! Папа! – Ведь, ты же обещал мне, ещё вчера обещал! – Рассказать мне сказку. А то я не буду спать. Я совсем спать не буду, – и он убедительно помотал головёнкой из стороны в сторону.
– Ладно, ладно, – расскажу тебе сказку! А ты укройся одеяльцем и лежи спокойно, – слышишь? – Хорошо?
– Хорошо, – и сын приготовился слушать. А я, усевшись поудобнее, начал рассказывать:
– «Жил-был царь! И у него было три сына…»
– Папа! Ну, ты же рассказывал мне уже эту сказку! – Я хочу другую! Расскажи другую сказку!
– «Какую же рассказать ему сказку? – задумался я. – Будто бы уже все рассказал, что знал». – И тут мне пришла в голову интересная мысль, – бывает и со мной такое иногда! – что-нибудь придумать на ходу.
– Ладно, расскажу тебе сказку! – Та-а-кую! – что ещё никто не рассказывал! Слушай! – И я начал снова:
– «Как-то, раз, под вечер, возвращался я из лесу домой, – в деревню…»
– Папа, а ты и вправду жил в деревне? – Да? – и сын даже привстал с кроватки.
– Лежи спокойно, – строго сказал я ему, – а то никакой сказки тебе не будет.
– Хорошо, папа! – и он улёгся, натянув одеяльце чуть не до самого носа. А я продолжил:
– «Итак, значит, возвращался я под вечер домой из лесу. Солнышко ещё только начало спускаться за большую горку, на которой моя деревушка и стояла: каждый листик и каждая травинка отчётливо рисовались в его косых лучах, создавая ту особенную красоту пейзажа, которая так пленяет путника в утренние или в вечерние часы!..»
– «А не хватил ли я лишку с литературным оформлением?» – подумалось было, – как в комнату тихонечко заглянула жена. – Заснул? — шёпотом спросила она.
– Мама! Мама! – Уходи! – вдруг замахал ручонками сын? – Не мешай папе рассказывать сказку!
Я был удивлён не менее жены: неужели четырёхлетний пискунок уже понимал толк в литературных достоинствах моего «произведения»?! – Неужто ему было не всё равно как рассказывают – лишь бы сюжетик поинтересней?! – Окрылённый этим открытием, я с ещё бóльшим вдохновением продолжил:
– «… Лёгкая полоска тумана, вившаяся из низины, мягко и нежно обволакивала кустики цветков с широкими листиками, на которых стали чуть заметны маленькие бусинки вечерней росы. Эти хрустальные шарики влаги, сливаясь друг с другом, скатывались с листиков и, сталкиваясь в воздухе, звенели как маленькие колокольчики…»
Малыш, открыв ротик, слушал, дыша чуть слышно. Его глазки, широко раскрытые вначале, стали «пликать» всё чаще и чаще, а потом и вовсе закрылись. И он ровно и мирно засопел носиком… На всякий случай, для гарантии, я решил продолжить немного:
– «… Муравьишки, цепочкою семенившие домой с работы, остановились при этих звуках и стали передними лапками прочищать свои маленькие ушки, чтобы лучше расслышать столь дивную музыку. Молоденький кузнечик, которому родители сегодня подарили крохотную скрипочку, вышел поиграть на ней, – на сон грядущий, – и, усевшись на ещё теплый камушек, запиликал. А чуть поодаль, в травке, свою вечернюю песенку затянул жаворонок…»
– И, вот в это самое время я заметил в травке маленького гнома: он был в синеньком кафтанчике и в красненьком колпачке с бубенчиком. Увидев меня, он совсем не испугался, а наоборот, поманил своим крохотным пальчиком, чтобы я нагнулся к нему. – И, ухватившись за мой воротник, он взобрался на него и зашептал мне на ушко: «Проснись! Не спи! – Расскажи, что дальше было…»
Я открыл глаза: мой сынок, приподнявшись со своей маленькой кроватки, дёргал меня за воротник, стараясь узнать продолжение… И тут возникла мысль: Великие сказочники… – для кого же они сочиняли свои сказки? – Не для своих ли детей?!
Вот как-то так. Согласитесь, если вам нетрудно будет каждый вечер придумывать по сказке, – на ходу, – то и вашему любимцу будет не так уж и тоскливо коротать денёк… в ожидании новой сказки. Согласитесь, – в вопросе: чем на карантине заняться с детьми – появятся уже риторические нотки.
Ну а днём… – расскажите о своём детстве, о стране Докорупо, например… Рассказ этот может быть с продолжениями, и не на один день. А то предложите написать рассказ ему самому. Поверьте: это сильно впечатлит будущую Личность! Итак…
Чем на карантине заняться с детьми?
ШАГ 2: РАССКАЗ О СТРАНЕ ДОКОРУПО
– … Послушай, а ты был когда-нибудь в стране Докорупо, – нет? – поспешил я спросить своего шестилетнего сына, стараясь отвлечь его от унылых мыслей о карантине и от лужи под окном, до которой ему было так же трудно добраться, как и до Тихого Океана.
– Не-ет! А что, папа, разве есть такая страна? – сынуля мой спокойно отошёл от окошка на «безопасное» расстояние. Вопрос, в сущности, был уже исчерпан, но, сказавши «А», необходимо тут же произнести и следующую букву алфавита, как учит нас педагогика. –
– Есть, сынок! И я там уже много раз бывал. А ты хочешь съездить туда со мной… ну, после карантина?
– Хочу, папа, – мой сын всегда так отвечает, когда его приглашают съездить в какое-нибудь интересное место. – А что же это за страна такая, – Докорупо?
Я задумался. Как бы ему объяснить попонятнее…
Когда-то, давным-давно, в пору моего далёкого детства, по Воскресеньям, – к пяти часам пополудни, как помнится, – старался я всегда быть дома. Придя домой, усаживался перед динамиком и с затаённым дыханием, стараясь не пропустить ни единого слова, с наслаждением вслушивался в звуки знакомой песенки-заставки:
– «В шорохе мышином, в скрипе половиц медленно и чинно сходим со страниц…» – именно с этой незатейливой песенки и начиналась самая любимая моя передача – «Клуб знаменитых капитанов». (Затем эту передачу можно было услышать всего лишь раз в году… – тридцать первого декабря – всё в те же пять часов. А ещё через какое-то время она и вовсе канула в лету).
И вот, как-то в этой передаче прозвучал рассказ, оставивший в моей детской памяти настолько глубокий след, что даже сейчас, – через столько лет! – помнится мне об этой стране «Докорупо», – стране, ДО КОторой РУкой ПОдать! Забыл я, о чём был тот рассказ, но так уж получается, что некоторые слова, услышанные нами в детстве, приобретают со временем новый, глубоко личностный смысл, становясь символом чего-то очень для нас важного. Вот, таким же символом и стала для меня страна Докорупо: символом достижимого, но, увы, уже недосягаемого! – Куда ещё можно приехать, но уже нельзя вернуться…
– Папа! Ну, где эта страна хоть находится-то? – дёрнул сын меня за рукав, выводя из состояния «застоя». – Когда мы туда поедем?
– После карантина! – твёрдо прозвучал мой ответ.
– Хорошо, папа! – мой сынишка так и подпрыгнул от радости! – Я сегодня же начну готовиться: возьму китайский фонарик, ножики, верёвку, пистолеты с пистонами. А спички надо брать?
– Спички не надо. Возьми лучше патронов побольше, – предложил я своему другу с довольно строгим видом, – тридцать восьмого калибра, пачек десять.
– Папа, где их возьму? У меня же нет патронов: я ведь ещё маленький! Ты что, не понимаешь, разве? – мой сынок явно испугался ответственности: одно дело – фантазировать самому, а совсем другое… Я расхохотался: вот, это и есть настоящее воспитание чувства реальности, – без всяких нравоучений и прочей «балды»!
– Мы туда, сынок, ничего брать не будем, – возьмём только бутербродов побольше, да термос с чаем. А всё остальное, если понадобится, купим на месте.
Сынишка уже давным-давно забыл о луже и глядел на меня весёленькими глазками – ему это дело было, явно, по вкусу.
– Папа, а можно, я рассказ напишу, как мы будем путешествовать по стране Докорупо?
– Что ж, напиши. Это будет, по-моему, даже очень хорошо, – тут же согласился я.
И вот, через пару дней кропотливой работы сын представил свой первый в жизни рассказ, предупредив однако, что в некоторых местах могут стоять не те буквы. Привожу его без изменений и купюр.
– «ВОТ МЫ И ПРИБЫЛИ В СТРОНУ ДОКОРУПО И ПОШЛИ ИСКАТЬ СЕБЕ ДОМ В ДОКОРУПО. ВОТ МЫ НАШЛИ И СЕБЕ ДОМ ИЗ КРАСНАГО ДЕРЕВО ИЗ ТОГО ДЕРЕВО ИЗ КОТОРАГО МОЙ ПАПА СТРОЕЛ УНЕТОЗ. ТОТ ДОМ БЫЛ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ. ТАМ БЫЛ КАМИН. ЗА ДОМОМ БЫЛИ ДРОВА ТОЖЕ ИЗ КРАСНАГО ДЕРЕВО. ДОМ БЫЛ ТВЁРДЫЙ А ДРОВА МЯГКИЕ. ТАМ БЫЛ ХОРОШИЙ ДИВАН И НЕТОЛЬКО ОН БЫЛ. ЕТОТ ДОМ БЫЛ ТЁПЛЫЙ И УЮТНЫЙ. ОН БЫЛ АДНАИТАЖНЫЙ. У НЕГО БЫЛИ 10 ОКОШЕК И 9 КОМНОТ. ВОТ И ФСЁ ШТО БЫЛО В ДОМЕ. ТАМ МЫ ЕЛИ АСОБИНО ПАПА И ПОТОМ НАМ БЫЛО ОЧЕНЬ СКУЧНО БЕЗ БАБУШКИ. А ОНА ВЭТО ВРЕМЯ ГОТОВИЛА СУП ЧТОБЫ КОГДА ПАПА ПРЕЙДЁТ И ПАПА ПОЕСТ ПОТОМУ ЧТО КОГДА ПАПА ПРИИДЁТ ОН КОНЕШНОЖЕ СПРОСИТ ЕСТЬ НО МЫ РЕШЫЛИ НЕ ПРЕХОДИТЬ ТОЛЬК ВЗЯТЬ БАБУШКУ ЧТОБ ОНА ПОСМОТРЕЛА СТРОНУ ДОКОРУПО ПТОМУЧТО ЭТА СТРОНА ОЧЕНЬ КРОСИВОЯ ТОКАЯ. АТОКОЙ СТРОНЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ ПОТОМУ ЧТО ЭТА СТРОНА ТОИНСВЕНА В КОТОРАЮ МЫ ПРЕЕХАЛИ ПОТОМУ ЧТО НЕДОЛИКО ОТ СЛЕДЩЕЙ ОСТОНОВКЕ ТОЕСТЬ НА САМОМ КОНЦЕ РЕЛЬСОВ КАК НА ФИНЛЯНСКИЙ ВОГЗАЛ»
Итак, ваше чадо, – о, извините! – будущая Личность представила на суд общественности свой первый рассказ! Излишне говорить: вы обязаны будете принять всяческие меры к поощрению этого начинания. Ведь, в этом – ключ к победе над карантином! Теперь вам следует просто-напросто понемногу склонять ребёнка к этому полезному занятию и добиваться выхода в свет очередного произведения. Пойдём дальше…
Чем на карантине заняться с детьми?
ШАГ 3: РАССКАЗ ПРО КОТА
Мой шестилетний сын мало-помалу пристрастился писать рассказики. Уж как это произошло, и сам не знаю, – но дело, вроде, хорошее, что и говорить! Не только похвальное, а и довольно забавное, особенно, в его-то годы. Короче, я начал всячески поддерживать его в этом начинании, в надежде привить не только интерес, но и любовь к занятию, которое, – кто знает?! – быть может, определит его жизненный выбор.
Все картонные коробки в доме, обложки старых тетрадей, обрывки бумаги, – всё было испещрено огромными каракулями! – «замыслами», как он сказал мне по секрету. Словечко это, признаюсь, я сам ему подсказал, чтобы придать его «творчеству» некоторую целенаправленность.
Как-то он показал мне и один из самых первых своих рассказиков, уже написанный в тетрадке, – буквы в полстраницы, ошибка на ошибке! – но это уже был настоящий рассказ! Затем он убеждённо произнес:
– Писать рассказики намного лучше, чем хулиганить, – правда, папа? Ведь, рассказики писать интересней всего! – Такое наблюдение было для меня словно бальзам на душу, и я тут же поспешил выразить своё полное согласие.
Дальше – больше! В один из длинных карантинных вечеров мне захотелось поговорить с сыном «по-мужски», да вот незадача! – Мультики по «ящику» передавали, ну как тут оторвёшься! – И я решил обратиться к его самолюбию.
– Послушай! – начал я издалека, – Знаешь, как мультики делают?
– Не-а! – помотал отрицательно он головой, даже не оборачиваясь в мою сторону, заворожённо уставившись в экран.
– … Сначала пишут рассказик, потом делают по нему сценарий, – продолжал я своё «чёрне» дело. – А потом уже снимают фильм.
– У-гу! – снова мотнул он головой, но уже утвердительно, с видом заправского продюсера. – Отстань, мол, потом объясню.
– Так вот! – продолжил я «копать яму», – если взять твой рассказик, – ну, тот, который ты мне уже показывал, – теперь я осторожно приблизился к самому главному, – … и поставить по нему фильм, то он будет не в пример лучше той дребедени, которую ты сейчас глядишь (а была и впрямь дребедень – какой-то очередной американский детский боевик). – Ведь, так?
– Так! – снова кивнул он.
– А тогда обсудим наши с тобой дальнейшие планы – насчёт рассказиков.
– Давай, папа! – сын согласился настолько быстро, что мне с большим трудом удалось скрыть не только радость, но и удивление! Однако, виду не подал. А он тем временем уже выключил телевизор.
– О чём ты собираешься писать свой следующий рассказ? – спросил я его уже по-серьёзному. – Ведь главное, это сперва составить замысел рассказа.
– Папа! А те большие книжки, которые у нас в шкафу стоят, – у них тоже были замыслы?
– А как же, сынок! – И тут я ему стал рассказывать про всякие разные расказы: про рассказы просто, про большие рассказы, которые называются повестями, и про самые большие – романы.
– Понятно, – вздохнул сынок. – Ну, романы писать я пока не хочу, – их целый день писать надо, – а мне больше нравятся покороче, чтоб написать сразу, и всё!
– А для чего ты хочешь писать рассказы, – спросил я его довольно серьёзно.
– Чтобы денюжки зарабатывать. Доралы! – бойко ответил сынишка.
– Молодец! – похвалил я его за деловитость. – Я тоже их для этого пишу. Но, только надо, чтобы твои расказы нравились людям, иначе их никто читать не будет. И у тебя не будет денюжек.
– А как надо писать рассказики, чтобы денюжки давали? – осведомился будущий великий писатель.
– Надо, чтобы в каждом твоём рассказе была главная мысль! Вот, про что ты собираешься сейчас писать?
– Про кота…
– А что там у тебя будет главное?
– Хвост и длиннющие усы! – Я расхохотался, а сынок начал мне объяснять, что у котов главное – это усы и хвост, и что они мяукают. Так что в его рассказе много будет главных мыслей! И тут мне пришло в голову на конкретном примере попробовать раскрыть, какою могла бы стать главная мысль в его рассказе про кота.
– Нет, сынок. То, что ты назвал: хвост, усы – это главные «детали» для кота, а в твоём рассказе должна быть та мысль, которая и заставила писать про кота, а не про собачку или слона. Так, есть у тебя такая мысль?
– Не-а, – неуверенно произнес он, – я не знаю…
Помнишь, ещё до карантина, того тощего облезлого серого кота, который поспешил спрятаться от дождя в отдушине подвала. Он был такой мокрый и взъерошенный!
– Бедный котик! – У него, наверное, и домика-то своего тогда не было! Да, папа?
– Конечно же, нет! Он сам по себе. О нём никто не заботился. Плохо ему, бедняжке!
– А когда мы с тобой вошли в продуктовый магазин, – помнишь? Слева – кефир и молоко в пакетах разных, сыры, колбаса, масло… Справа – торты, конфеты… А на столике – весы контрольные. – Ну, вспомнил?
– У-гу!
– А перед весами, свесив переднюю лапу, сладко дремал на боку большой породистый чёрно-белый кот.
– Киса! – захотел его тогда погладить сын. Но кот только приоткрыл на него затянутые поволокой сонные глаза, сладко зевнул и снова предался приятному созерцанию кошачьих снов.
– Он в магазине был главный! А нас он и за людей-то не держал. Так, покупатели. – Никакого внимания! – А, знаешь, почему? – Почему, папа?
– А потому, что он там был на службе! – Приписан к тому магазину и находился на довольствии. А работал он по ночам – ловил мышей.
– Папа, а это хорошо, – быть на довольствии?
– Ещё бы! – Помнишь, какой он был сытой и довольный! Его там хорошо кормили.
– Когда я вырасту, я тоже хочу быть на довольствии… и приписанным.
– Для этого надо работать. Помнишь того бедного кота на улице? Он никуда не был приписан и не работал, а поэтому его и не кормил никто. Зато он был свободный и ходил куда хотел. А тот магазинный кот, – не свободный, но зато сытой.
– Папа, а можно… чтобы не работать и быть на довольствии, и ещё этим… – приписанным?
– Нет, сынок! И вот, если ты будешь писать рассказик про кота, вот эта мысль и могла бы стать главной.
– Понятно, – как-то вяло произнёс сын.
Через неделю сынуля дал мне для прочтения свой рассказ про кота. В нём корявыми буквами и нескладными словами говорилось о коте, который стоял на довольствии, был приписан и жил себе сытно и весело… – в лесу. А, главное, – был свободен и нигде не работал.
– «Эх! – Не пошла впрок наука моему коту! – подумалось мне. А, впрочем, – что ж тут худого? Всё правильно: пусть пофантазирует, пока молодой! Всё правильно!
Итак, вопрос, – чем на карантине заняться с детьми – оказался не таким уж и сложным. Ибо, как сказал Антуан де Сент Экзюпери, – «В действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле». Ну, а если сочинять рассказики на каждый вечер – ломота, возьмите, к примеру, вот эту книжку: https://ridero.ru/books/mysleformy/ там этих рассказов и новелл хватит на карантин с избытком! – Дерзайте!